Нормирование труда остается одним из важных инструментов реализации функций управления организацией.
Оно выступает неотъемлемой частью планирования, учета и контроля, а также анализа отклонений для принятия на их основе эффективных управленческих решений. Нормирование труда связано с человеческим фактором и, в меньшей степени, с технико-технологическими процессами.
Решение проблем формирования и рационального использования человеческого капитала на уровне организации позволяет развивать стратегическое планирование и осуществлять мониторинг фактических параметров, что повышает ее конкурентоспособность.
Организации имеют право на своем уровне самостоятельно выбирать способы и методы нормирования, пересматривать нормы труда, а государство лишь должно обеспечивать благоприятные условия для реализации самостоятельной работы по нормированию труда.
Одной из основных и важных на сегодняшний день частей современной рыночной экономики является розничная торговля. В настоящее время во всей мировой экономике сфера розничной торговли находится в стадии изменений практически революционного характера, при которых традиционные бизнес – модели и методы организации труда неэффективны или становятся неактуальными. Работники торговых предприятий зачастую не имеют специальной подготовки, не обладают специальными знаниями и навыками, что несомненно, отражается на качестве обслуживания клиентов и, в конечном итоге, ведет к существенному снижению показателей эффективности работы большинства предприятий отрасли. В торговле, в отличие от других отраслей экономики, основным результатом труда работников предприятия является объем реализованных товаров, достигнутый за определенный период времени и характеризующий итог трудовой деятельности персонала предприятия. В связи с этим производительность труда на предприятии розничной торговли устанавливается стоимостным показателем выработки, отражающей объем реализации товаров и услуг в расчете на одного работника.
Рассматриваемое направление – предприятия розничной торговли нефтепродуктами относятся к предприятиям сферы торговли. В связи с этим все характеристики и особенности деятельности предприятий розничной торговли нефтепродуктами схожи с деятельностью торговых предприятий. Отличительной особенностью является соблюдение требований законодательства не только в сфере торговли, что характерно магазинам по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, но и организацией деятельности предприятия согласно требованиям нормативных документов, предъявляемым к предприятиям нефтепродуктообеспечения. Помимо основного вида деятельности – реализации нефтепродуктов – как правило, предприятия розничной торговли развивают сопутствующие направления, делающие автомобильные заправки более удобными и привлекательными для клиентов. К данной категории относятся автозаправочные станции/комплексы (АЗС, АЗК), на которых помимо круглосуточной заправки топливом осуществляется техническое обслуживание, мойка, расположены магазины по продаже сопутствующих товаров, кафе и прочие объекты для оказания услуг по обслуживанию автотранспорта и клиентов.
Анализ выполняемых функций и оказываемых услуг автозаправочных станций проводится с учетом действующих законодательных и нормативных правовых актов, документов, регламентирующих деятельность организаций розничной торговли нефтепродуктами, должностных инструкций работников автозаправочных станций, утвержденных статистических форм. Данный анализ позволяет классифицировать услуги, предоставляемые автозаправочными станциями, произвести отбор факторов, влияющих на трудоемкость работы операторов АЗС. Формируемый состав трудовых операций и их элементов определяется с учетом бизнес–процессов, выполняемых на основании должностных и рабочих инструкций, с учетом требований основных локально–нормативных актов по основной деятельности предприятия, согласно которым все обязанности операторов АЗС, условно, разделены на 2 категории:
1) прямые – выполняемые только оператором АЗС (на выполнение этих обязанностей приходится до 75 % рабочего времени оператора);
2) дополнительные – выполняемые оператором периодически, в совокупности к прямым (по мере необходимости).
Основная часть бизнес – процессов, автозаправочных станций регламентированы в части реализуемых функций /операций, но не ограничена в продолжительности (не определены нормы времени по направлениям и видам работ).
Для разработки нормативов используются подходы, учитывающие влияние многих факторов на трудоемкость выполнения работ, зависимости между численностью и факторами. Последовательность разработки нормативов численности операторов АЗС можно представить в следующем порядке:
1. Анализ содержания деятельности операторов АЗС
2. Определение типового набора услуг и важнейших показателей их предоставления
3. Выявление факторов, влияющих на трудоемкость оказания услуг операторами АЗС
4. Сбор данных о численности работников АЗС и численных значениях факторов
5. Отбор существенных факторов, влияющих на численность работников организаций сферы услуг, на основе экспертного и корреляционного (обратная, прямая, смешанная) анализа
6. Вывод формул для определения нормативов численности работников АЗС
7. Расчет нормативов численности работников АЗС.
Норматив численности работников рассчитывается на основе установления зависимости численности от частных факторов с использованием метода регрессии, статистической обработки сведений о значениях собранных факторов и численности, формулы (1) зависимости между численностью и факторами:
НЧ =А0 +А1 *Х1 +...+АN *ХN (1),
где НЧ – нормативная численность; А0, А1,..АN – постоянные коэффициенты регрессии;
Х1, Х2…ХN – числовые значения факторов.
Работу по выбору и определению факторов можно разделить на два этапа:
1) предварительный выбор факторов и установление степени влияния каждого фактора на численность операторов АЗС;
2) окончательный выбор основных факторов, используемых при разработке нормативной формулы.
Наиболее существенные факторы, влияющие на численность операторов заправочных станций:
– показатель 1 – количество транзакций (среднее количество покупателей в сутки);
– показатель 2 – объемы реализации нефтепродуктов, тыс. тонн;
– показатель 3 – выручка по сопутствующим товарам и услугам (СТиУ), тыс. руб.
В расчете нормативной численности используются предварительно рассчитанные коэффициенты корреляции – для показателя 1 равен 0,98, по показателю 2 – 0,9, по показателю 3 – 0,6. Численность операторов АЗС определяется с использованием вышеприведенной формулы (1).
Расчет нормативной численности операторов автозаправочных станций/ комплексов рекомендуется проводить с учетом многофакторных составляющих бизнес-процессов на основе методики корреляционно – регрессивного анализа.
Такой подход способствует разработке актуальных норм и нормативов с учетом современных особенностей, влияния внешних и внутренних факторов производства, а также развитию и совершенствованию системы нормирования труда, повышения мотивации работников и повышения эффективности управления не только трудовыми ресурсами, но и всеми факторами производства.
Выделение нормирования труда как отдельного бизнес-процесса позволяет осуществлять эффективное управление данным направлением: проектировать, регламентировать, оптимизировать, планировать и контролировать результативность.
Марат Усин, начальник отдела