В первую очередь служба управления персоналом должна ориентироваться на цели компании, ставя перед собой задачу помочь руководству компании в достижении производственных результатов.
Помощь службы управления персоналом в достижении результатов оказывается в комплектации штата организации специалистами, работа которых поможет достичь цели производственного плана согласно стратегии развития компании. При этом служба управления персоналом ведет работу по профессиональному развитию специалистов, принимая решения, как о продвижении отличившихся сотрудников, так и судьбе менеджеров, не справляющихся со своими задачами.
Основными методами/инструментами по работе с персоналом являются:
Экономические – приёмы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена);
Организационно распорядительные – методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер, основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, нормативно-документальном закреплении функций;
Социально-психологические – способ осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование).
К организационно-распорядительным методам/инструментам управления персоналом относится Нормирование труда – вид деятельности по управлению производством, задачей которого является установление необходимых затрат и результатов труда, соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования, а также правил, регулирующих трудовую деятельность.
К задачам нормирования труда, относятся:
Основными направлениями деятельности в области нормирования труда являются:
Нормы делятся на следующие виды в зависимости от содержания:
При проведении работ по нормированию труда, применяются следующие виды наблюдений (не исключая иных), позволяющие зафиксировать фактические величины затрат времени:
Проводя наблюдения за временем выполнения работ, можно увидеть, что рабочее время исполнителя состоит из двух элементов: Время работы и Время перерывов.
Во время работы по выполнению задания включается: Время на обслуживание рабочего места, Оперативное время – делящееся на Основное и вспомогательное, Время на подготовительно-заключительные работы.
Время, не предусмотренное на выполнение производственного задания, включает в себя время выполнение непроизводительной работы, по причинам, зависящим или не зависящим от исполнителя работ и Время выполнения случайной работы.
Регламентированные перерывы разбиты на два вида: Время на отдых и личные надобности и Время перерывов, установленных технологией и организацией производственного процесса.
Нерегламентированные перерывы включают в себя перерывы, вызванные нарушением трудовой дисциплины и нарушением нормального течения производственного процесса.
В формулу для расчета нормы времени суммируются следующие затраты рабочего времени:
Трудовой кодекс регулирует множество моментов трудовых отношений между работниками и работодателями, в частности в области нормирования труда:
Статья 143 Трудового кодекса включает в себя следующие определения, связанные с тарифной системой оплаты труда:
Получается, что Нормирование труда и тарификация работ являются основой не только рациональной организации производства и труда, но и определения необходимой численности работников по количеству и уровню их квалификации.
Статья 150 Трудового кодекса регламентирует оплату труда при выполнении работ различной квалификации и включает в себя следующие тезисы:
Соответственно, выполнение работ рабочими, профессии или разряд которых не соответствует указанным в НМД, не может служить основанием для изменения норм времени и разрядов работ при составлении калькуляций, смет.
При разработке нормативов применяются следующие методы: Аналитически-исследовательский, Аналитически-расчетный, Суммарно-аналитический. Давайте рассмотрим преимущества и недостатки каждого из методов.
Аналитически-исследовательский – инструментами для проведения данного метода являются: хронометраж, фотография рабочего дня, моментные наблюдения. Преимущества данного метода – точность в расчетах, обоснованность, из недостатков – высокие финансовые затраты, длительность при выполнении работ.
Аналитически-расчетный – выполняется изучением и использованием действующих нормативных документов. Преимущества - сокращается время на изучение затрат рабочего времени, разработка новых нормативов производится на основе базовых действующих норм. Недостатки - вероятность необъективности ранее разработанных норм, затраты на поиск и подбор нормативных материалов.
Суммарно-аналитический – выполняется на основе разработки математических моделей, основанных на использовании статистических данных организации. Преимущества – легкость применения, не требует больших трудовых и финансовых затрат, обоснованность. Недостатки – в результате получается укрупненный расчет и соответственно невозможность установления нормированных заданий.
В рамках реализации процесса определения необходимой численности структурных единиц дополнительно проводится анализ следующих показателей: бенчмаркинг (сравнение организационных структур, выполняемых функций, задействованного персонала аналогичных предприятий), производительность труда на 1 работника.
Персонал на предприятии характеризуется различными показателями численности, применяется следующие понятия:
Показатели численности персонала выполняют не просто статистическую функцию, они используются при разработке стратегии и тактики управления персоналом.
Списочная численность определятся по формуле:
Чс = Ч х А х Кп
где: Ч – явочная численность,
А – количество смен,
Кп – коэффициент перехода.
В ПАО «Татнефть» приняты следующие коэффициенты перехода от явочной численности к списочной:
1,11 - учитывает дни отпуска и больничные листы;
1,67 – учитывает непрерывный график работы;
1,023 - учитывает дни дополнительного отпуска за вредные условия труда (6 дней);
1,047 - учитывает дни дополнительного отпуска за вредные условия труда (12 дней).
Также в нормировании труда существует понятие Норма управляемости, определяющаяся количеством работников непосредственно управляемыми руководителем и находящихся в его подчинении. Согласно опыту работы, рекомендуемая норма управляемости в компании составляет 7 единиц на руководителя. Допускается уменьшение или увеличение количества работников, находящихся в управлении, на 2 единицы.
Примеры условий для формирования структурных единиц в компании: структурная единица «цех» формируется при наличии не менее 75 работников, формирование «отдела» возможно при наличии не менее 5 работников, должность «заместителя начальника отдела» вводится при наличии в отделе не менее 9 работников.
При этом в различных областях деятельности нормы управляемости различаются.
В рамках перехода к новой организационной структуре НГДУ-2018 были разработаны и утверждены типовые организационные структуры цехов и АУП НГДУ. При расчете нормативов численности административно-управленческого персонала, в основу разработки положены материалы полученные в результате изучения функций (процессов), технико-экономических показателей работы производственных отделов/служб НГДУ, включая данные о плановых и фактических затратах труда на выполнение соответствующих видов работ и новая организационная структура.
Для упорядочивания работы персонала рабочих профессий и возможности расчета трудоемкости выполняемых работ и нормативов численности, были утверждены перечни работ, выполняемые рабочими, и нормы времени на их выполнение. Учитывая информацию об объемах выполняемых работ и периодичности их выполнения в год были рассчитаны трудоемкости работ на весь выполняемый объем и определены нормативы численности на единицу оборудования/объекта (на скважину, установку, километр перехода/переезда и т.п.). Также были определены средние нормативные разряды выполняемых работ.
Таким образом применение в ходе организационных преобразований инструментов управления персоналом дало возможность организационной структуре и нормативам численности персонала НГДУ-2018 стать достаточно прозрачными и иметь гибкую структуру формирования, что позволяет компании: